пятница, 3 февраля 2012 г.

чего они добиваются

За последние 20 лет в высшие учебные заведения стало поступать вдвое больше украинцев. Сейчас высшее образование не считается чем-то особенным - это необходимость, которая, кстати, не гарантирует успешной жизни. Зато отсутствие образования - серьезная проблема, не поступившие в вузы "неудачники" видят лишь один выход - попытаться снова после еще одного года подготовки и работы продавцом-консультантом (чтобы эту подготовку оплачивать).
Такой ажиотаж и потребность выпускников школ в образовании приводят к обесцениванию дипломированных специалистов и дефициту людей рабочих специальностей. Это, в свою очередь, привело к тому, что Табачник решил просто не позволить выпускникам сдать ЗНО. Во-первых, условия проведения и сдачи этих тестов стали строже по сравнению с прошлыми годами (чего стоят только металлоискатели, которые не дадут возможности пронести телефоны или какие-нибудь другие устройства в аудиторию). Конечно, это справедливо (ведь никто не требует разрешения пользоваться интернетом во время теста), но почему же только сейчас? Только додумались?
Что уже говорить о сложности самих заданий и о постоянных изменениях в тематике и стратегии оценивания. Чтобы сдать ЗНО нужно досконально знать предмет, со всеми нюансами, несущественными деталями и возможными подвохами. А из-за этих подвохов каждое из 60-ти заданий становится загадкой, в которой очевидный ответ всегда неверный! Дети с незаурядными умственными способностями (не путайте с просто умными детьми), заядлые трудоголики (которые пожертвовали всем ради подготовки), самые умелые жулики или невероятно удачливые люди, а так же те, за кого заплатили родители имеют шанс получить высокий (достаточный для поступления на бюджет в нормальных вузах) балл.
Но не только это является доказательством того, что людям с высшим образованием в Украине "не рады". У меня много материалов для подготовки к ЗНО, и я смогла заметила, что утвержденные Министерством образования учебники и справочники не приносят почти что никакой пользы в подготовке. Многообещающие обложки "Підготовка за 100 днів", "Експресс підготовка до ЗНО", "Весь курс шкільної програми з історії України" и т.д. скрывают за собой некачественные материалы, которые не только не содержат всей необходимой информации (хотя это нам обещают и авторы, и Министерство!), но и допускают много ошибок и неточностей. Да и способ подачи информации, порядок и система настолько неудобные (и часто неверные), что учится по ним практически невозможно. Хорошо, когда человек способен самостоятельно отличить надежный источник информации от какой-нибудь утвержденной лажи, а если нет? Ведь многие используют один учебник или серию для подготовки (что, кстати, совсем неправильно) и верят в то, что это повысит их шансы сдать ЗНО хорошо.
Какие же еще методы использует правительство для того, чтобы усложнить нам жизнь? Не могу не вспомнить о перечне новых предметов, введенных у нас в выпускном классе: екология, асторономия, економика, курс "Людина і світ", а так же не отмененные по каким-то причинам технологии и художественная культара (а географию, кстати, сочли ненужной для изучения в 11-ом классе). Ладно еще, если бы мы изучали эти науки углубленно (или хотя бы результативно), но ведь ничего такого - это общеобразовательные предметы. На технологиях от нас требуют мастерить коробочки, на художественной культуре - рисовать античные колонны. Вот на что тратят время люди, которым предстоит сдать ЗНО.
В Японии, к примеру, больше половины населения имеют высшее образование, и все нормально - потому что уровень ментального развития населения не превышает уровень развития экономики . В украинской экономике большую процентную долю занимает сельское хозяйство в то время, как уже никто не мечтает стать дояркой. Да, ситуация сложная, но торможение притока новых умов в сферу науки и культуры (и вообще в сферу услуг) ничего не улучшит. Просто лучшие профессии и наибольшее влияние в стране будут иметь люди, за которых все решают деньги.

2 комментария: